Польша – туры, путевки, отдых

 

ГЕОГРАФИЯ

 

Общая площадь Польши — 312 658 км² (по площади занимает 69 место в мире, и 9 в Европе. Около 2/3 территории на севере и в центре страны занимает Польская низменность. На севере — Балтийская гряда, на юге и юго-востоке — Малопольская и Люблинская возвышенности, вдоль южной границы — Карпаты (высшая точка 2499 м, гора Рысы в Татрах) и Судеты. Крупные реки — Висла, Одра; густая речная сеть. Озёра преимущественно на севере. Под лесом 28 % территории. Общая протяженность границ — 3 528 км, из них — 3 054 км сухопутных, и 528 морских. Польша граничит со странами: Россия, Литва, Беларусь, Украина, Словакия, Чехия, Германия.

 

 

 

СТОЛИЦА

 

Варшава. Крупнейшие города: Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань, Гданьск.

 

 

 

КЛИМАТ

 

Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января от −1 до −5 °C (в горах до −8 °C), июля 17—19°C (в горах до 10°); осадков 500—800 мм на равнинах; в горах местами свыше 1000 мм в год.

 

 

 

НАСЕЛЕНИЕ И ЯЗЫК

 

Около 38,5 млн. человек. Поляки составляют около 98% населения. Проживают также украинцы, белорусы, литовцы, татары, армяне, евреи.

 

 

 

Государственным языком в республике является польский.

 

 

 

 

 

РЕЛИГИЯ

 

К Римско-католической церкви принадлежит по разным данным от 70 до 95% населения.

 

 

 

КУЛЬТУРА

 

Ренессанс в Польше, а затем во всей Речи Посполитой, включавшей литовские, белорусские и украинские земли, в истории ее культуры был, по всеобщему признанию, “золотым веком”. Польша благодаря тесным связям с Италией и римской курией довольно рано (с середины XV в.) ощутила новый мощный культурный импульс.

 

Итальянская культурная ориентация, проникшая в Польшу через венгерско-хорватские культурно-политические круги, позволила Польше более адекватно, чем другим центральноевропейским странам, воспринять новый тип культуры, что, безусловно, способствовало расцвету собственно польской ренессансной культуры, в особенности литературы и общественной мысли. При этом польская культура второй половины XV — начала XVII в. сохраняла некоторые традиционные черты. Симбиоз иностранного, нового со своим, старым, стал в Польше столь органичным, что не вызвал расслоения на культуру заимствованную и культуру местную. Ренессансная польская культура стала основой последующего многовекового развития национальной культуры, создав образцы непреходящего значения, служившие для ориентации последующих поколений.

 

Конечно, итальянское влияние смогло укорениться в Польше лишь благодаря тому, что к середине XV в. в самой польской культуре обозначился подъем, она устремилась к новым, ренессансным формам. Испытывая в XIV—XV вв. сильнейшее влияние чешской и немецкой культур, с которыми Польша была тесно связана в силу своего исторического развития, она оставалась в сфере позднеготического типа культуры. Значительную роль в культуре страны, а также в ее политической жизни играл Краковский (Ягеллонский) университет, основанный в 1364 г. и прославившийся впоследствии своей школой математиков и астрономов. Именно в его стенах М. Коперник сделал великое открытие гелиоцентрической модели мира. Широко разветвленная сеть приходских школ и гимназий способствовала распространению грамотности.

 

Польской культуре эпохи Ренессанса была присуща четкая социальная стратификация. Главными центрами ренессансной культуры первой половины XVI в. стали королевский двор, особенно при Сигизмунде I Старом и Сигизмунде II Августе — щедрых меценатах, поклонниках гуманистического стиля, и дворы магнатов, соперничавших по роскоши и покровительству искусствам со столицей. Именно в этой среде формировался новый тип польской культуры. Ее усредненный вариант был характерен для средней шляхты, тогда как мелкая шляхта, близкая по своему образу жизни к крестьянству, оставалась носителем традиционной культуры.

 

Бюргерство, слабо развитое в Польше и этнически во многих городах немецкое, ориентировалось на немецкую бюргерскую культуру. Собственно бюргерская культура в Польше не получила большого развития. Ее лицо во многом определяла интеллигенция, представители среднего и низшего клира и жившая в городах средняя шляхта. При этом городская культура питалась народной смеховой традицией, что вызвало к жизни многочисленную сатирическую литературу в «простонародном вкусе».

 

В польской словесности не возникло противостояния литератур на латинском и польском языках. Латынь оставалась основным литературным языком, ее знание было широко распространено в польском обществе. Родному языку отводились «низшие» жанры.

 

Процесс перехода словесности на польский язык шел медленно, хотя на нем создавали свои поэтические шедевры крупнейшие поэты эпохи М. Рей и Я. Кохановский. Развитие национального самосознания шляхты не было связано с языковой ситуацией. Билингвизм дворянства подчеркивал, с одной стороны, его национальную природу, с другой — интегрированность в общеевропейскую культуру. Литература на латинском языке также выполняла функцию репрезентации польское™ для остальной Европы. Однако такая лингвистическая ситуация не помешала совершенствованию форм самого польского языка, нашедшего в Я. Кохановском — крупнейшем поэте славянского Ренессанса — своего выразителя, поднявшего родной язык по его пластичности, способности отражать эмоциональный мир человека на один уровень с латынью.

 

Другой важный аспект культуры эпохи Возрождения — ее взаимоотношения с Реформацией — в Польше имел глубокую специфику. Реформация стала для шляхты — «политической нации» государства — новым мощным фактором, позволявшим отстаивать традиционные шляхетские вольности и ограничивать прерогативы королевской власти.

 

Шляхта трактовала Реформацию прежде всего политически. Распространение Реформации в Польше приходится на вторую половину XVI в. Шляхетская среда предпочитала кальвинизм, хотя по своему образу жизни очень далеко отстояла от этических норм женевского проповедника, кроме одной — предприимчивости в делах, особенно торговых. Если для традиционного католического дворянина заниматься торговлей, например зерном из своих владений, было делом недостойным его знатности, унижавшим его, то для дворян, жаждавших обогащения и видевших в торговле сельскохозяйственной продукцией главный источник доходов для ведения подобающего дворянину роскошного образа жизни, кальвинизм с его этическим оправданием предпринимательства, усматривавший в богатстве человека знак божественного в нему расположения, стал надежной религиозно-идеологической защитой и оправданием «низких» занятий.

 

Лютеранство распространялось в бюргерской среде, преимущественно среди немцев. Особенно это коснулось городов Поморья (Гданьск), которые традиционно принадлежали сфере немецкой культуры. Естественно, что в такой ситуации польское население городов предпочитало верность католицизму. В Польше распространялись радикальные протестантские секты, такие, как «польские братья», ариане. Они нашли свою социально-культурную нишу в ситуации веротерпимости в стране, когда в отсутствии юридического равенства конфессий (как в Чехии) восторжествовал принцип юридического равенства лиц вне зависимости от их личной конфессиональной принадлежности.

 

Центром ренессансной культуры в Польше стал Краков. Провинция подражала столице. В восточных землях государства (литовских, белорусских и украинских) среди православного населения господствовал церковнославянский тип культуры, вступавший на этой территории в интенсивный конфессиональный, политический и культурный диалог с католической («римской») культурой. Религиозная конфронтация сопровождалась, однако, взаимным культурным влиянием. Возникновение многочисленных центров Реформации в провинции с их школами и типографиями способствовало децентрализации культурной жизни.

 

Гуманизм и Ренессанс как художественный стиль пришелся впору польскому менталитету. Принцип шляхетской демократии, «можновладства», выборности короля, положенный в основу польской государственности, подчеркивал значение человеческой личности.

 

Каждый крупный шляхтич чувствовал себя политической персоной, не считаться с которой не может ни король, ни предста-вители своей же сословной группы. Отсюда независимый характер поведения польского шляхтича, его самоуверенность и надменность. Гуманистический антропоцентризм понимался им как свое традиционное «можновладство» и своеволие, гуманистическое тираноборчество — как отстаивание своих сословных прав и привилегий, очень широких в этой «шляхетской республике», как дальнейшее ограничение и без того слабой королевской власти. Наоборот, сторонники усиления института королевской власти находили близкие для себя идеи в понятии ренессансного государя как идеального властителя, руководствующегося интересами всех сословий для общего блага и реализующего свои устремления абсолютного правителя. Отсюда повышенный интерес польской культуры к символике власти, ее репрезентативным функциям, самим носителям власти и дворянского достоинства.

 

Человек в польском Ренессансе — это независимая личность, политически и экономически активная, главной целью которой становится личностное утверждение, критически относящаяся к общественным явлениям, одновременно полная чувства собственного достоинства, доходящего до надменности, и ироничная, склонная к смеху и грубой шутке, широкая по натуре, только начинающая открывать глубину и сложность человеческих чувств, их утонченное выражение, личность, для которой общественная саморепрезентация важнее внутреннего мира.

 

Пышные и торжественные церемониалы при дворах короля и магнатов и развитие портретного искусства, включая многочисленные литературные биографии и автобиографии, стали выражением специфики человеческой личности в польской культуре.

 

Новый художественный стиль как нельзя лучше соответствовал социальным амбициям шляхты. Поэтому ренессансная художественная культура в Польше приобрела особенно пышные формы, будь то архитектура дворцов и замков или ораторское искусство делегатов сейма и религиозных проповедников. Внешнее, торжественное, пышно-декоративное скрывало в себе действительно глубокий внутренний оптимизм и жизненную силу польской шляхты. Критика политического состояния страны и нравов ее жителей никогда не приобретала характера трагического отвержения. Поляки предпочитали классические риторические фигуры, пусть весьма экспрессивные, но остававшиеся в рамках торжественного красноречия даже тогда, когда речь шла о настоящих и будущих бедах государства.

 

Скорбность в польской ренессансной культуре проявилась лишь в жанре надгробий, чрезвычайно распространенном. Культ смерти, в целом присущий католической культуре, в польских надгробиях сочетался с подчеркнутой социальной репрезентацией покойного, с личностным началом (портретность) и христианским оптимизмом. В фигурах покойных нет никакого трагического пафоса или отчаяния, нет холода смерти и натурализма физиологии разложения, нет символики противостояния мира бренного и мира вечного. Фигуры изображают людей, в каком-то полусне облокотившихся на руку, как бы временно отдыхающих в ожидании трубы архангела, возвещающей воскресение мертвых. Поэтому не отчаянием и скорбью по преходящей жизни, а спокойным ожиданием радости вечной веет от польских надгробий, в основу которых положена схема, созданная для надгробия Сигизмунда I.

 

Польский Ренессанс воздал должное чувственным радостям жизни. Вино, женщины и любовь, а также охота и светские удовольствия были воспеты в звучных стихах и прозаических руководствах. Труды и досуг сельского шляхтича также нашли своих певцов, наставлявших провинциальное дворянство. Живые картины народного быта, городских нравов, всяческие казусы и другие реалии интересовали польских авторов, но не столько сами по себе, сколько как звенья в концепции критической и морализаторской. Средневековое моралите, усиленное протестантской этикой, прочно удерживалось в польской культуре. Литература осуждала характерные для общества пороки: спесь, жадность, жестокость, дерзость, похоть, обжорство и пьянство.

 

Исторически культура Польши в эпоху Возрождения прошла путь освобождения от готических средневековых черт во второй половине XV — начале XVI в. к расцвету чисто ренессансных форм в середине XVI — начале XVII в. Итальянский импульс привел к быстрому расцвету литературы, политической мысли и архитектуры, успешно синтезировавших в себе европейское и специфически польское. В польской культуре эпохи Возрождения европейское и местное не представляют собой оппозицию высокого и провинциального, подчеркнуто национальное ориентируется на всеобщее, не желая мыслить себя вне контекста европейской культуры. Кипение политических страстей лишь способствовало интенсификации культурного творчества, давшего в XVI в. явления непреходящего значения.

 

 

 

ВАЛЮТА

 

Национальная валюта Польши – злотый, делится на 100 грошей. До сегодняшнего дня жители Польши в разговорах иногда называют цены в старых злотых. Поэтому, например, услышав о заработке в 20 миллионов, нужно иметь ввиду, что на самом деле это всего лишь 2 тысячи. Евро, доллары, и другие виды европейских валют обменять можно в обменных пунктах, называемых “Kantor”.

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕУСТРОЙСТВО

 

Социалистическая парламентская республика.

 

 

 

ВРЕМЯ

 

Местное время отстает от киевского на 1 час.

 

 

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 


В 1927 году на конференции ЮНЕСКО в Париже была принята конвенция об охране культурного и естественнонаучного мирового наследия. В соответствии с конвенцией создан Перечень мирового наследия ЮНЕСКО, в который входит более полутысячи объектов разных стран: ценнейшие памятники старины и городские комплексы, ледники и пещеры, национальные парки и святыни. В Польше находится 8 памятников из этого перечня. Вот они: Варшавский Старый город. Он был восстановлен из руин после второй мировой войны. Кропотливая реконструкция велась на основе старых планов, рисунков и описаний. В результате на месте разрушенного квартала поднялся архитектурный комплекс, более похожий на средневековый оригинал, чем довоенный.

 

Королевский Краков. Это самый большой в стране памятник истории и культуры. Если Вавель олицетворяет душу Кракова и всей Польши, то сердцем Кракова называют Старый город. Кроме того, в перечень ЮНЕСКО включены древнее поселение ремесленников Страдом и Казимеж, бывший некогда городом польских евреев.

 

Соляные копи Велички. Это семиэтажный подземный город. Туристский маршрут проходит на трех уровнях через украшенные соляными скульптурами залы с галереями и озерами. А на стометровой глубине здесь устраивают банкеты и балы.

 

Средневековая Торунь. Среди нескольких сот готических зданий – дом, где родился знаменитый астроном Николай Коперник.

 

Замок крестоносцев в Мальборке. Когда-то здесь была столица государства Тевтонского монашеского ордена. Теперь 700-летний замок восстановлен и превращен в музей.

 

Город-крепость Замосць. Его уникальность в том, что он строился в чистом поле как городской архитектурный комплекс: Ян Замойский, правая рука короля Стефана Батория, захотел устроить здесь свою резиденцию. Талантливый проект города принадлежит итальянцу Морандо.

 

Освенцим-Бжезинка (Аушвиц-Биркенау). Самый большой гитлеровский концлагерь решено сохранить в неприкосновенности, как напоминание о совершенном здесь преступлении против человечества.
Беловежский национальный заповедник. Расположен на территории двух государств – Польши и Белоруссии. Этот самый крупный в Центральной Европе лесной массив сохранился в первозданном виде. Символ Беловежской пущи – зубр, самое крупное животное в Европе.

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА ВЪЕЗДА

 

Для въезда в страну необходима шенгенская виза. Срок оформления визы в Посольстве от 10 рабочихд ней. Консульский сбор при отказе не возвращается.


 

ТУРЫ В ПОЛЬШУ

 

Теги: туры в Польшу из Украины, туры в Польшу, туры Польшу из Киева, Польша из Днепропетровска, Польша из Запорожья, Польша 2011, Новый год в Польше, автобусные туры в Польшу.